Много лет назад одна моя знакомая, уехавши в командировку, попросила забрать своего маловозрастного отпрыска из детского сада, переночевать и сдать обратно. Этот вечер стал поворотным для нас обоих. Один из нас решил резко и сразу повзрослеть, а другой на практике утвердился в понимании роли отца.
Подача автомобиля состоялась аккурат к 16.30. Мы попрощались с юными дамами, предварительно одарив всех поделками в виде бумажных цветов, предоставили доказательства легитимности забора настороженным воспитателям и отправились в сдобренный мужским молчанием аскетичный вечер.
По прибытию домой чадо изъявило желание справить нужду и попросило подержать функционально ожидающий горшок.
– Я горшки мужикам отроду не держал и не собираюсь, давай сам, – ровно и уверенно произнес я.
С первой частью мальчик справился и попросил меня слить содержимое в унитаз, усилив свой посыл аргументацией: «Мама мне всегда помогает с этим». Со мной такие штуки, естественно, не работают:
– Я пустые горшки не держал и не собираюсь, а полные и подавно, – все также ровно и уверенно отвечаю мальчику.
Чадо нахмурилось, почти триумфально подняло горшок, как боец UFC поднимает выигранный пояс, и опрокинуло ниагарским водопадом. В унитаз попала десятая часть, остальное – на мальчика, обои и кафель. И уже не прося помощи, мальчик все убрал и помыл. Ну а со следующего раза, замотивированный предыдущим опытом, сам научился ходить в унитаз.
Дальше ведомый голодом ребенок отправился на кухню. Укорачивая рассказ, скажу, что еды не было, мы добыли ее в магазине, где ребенок должен был составить продуктовую корзину, исходя из бюджета, ну а дома – научиться варить макароны, тереть сыр и прочее полезное-кулинарное.
Томный, аскетичный вечер плавно переходил в ночь, и ребенок попросился спать со мной.
– Я горшки не держу, не чищу, а с мужиками и подавно не сплю, – все также ровно и уверенно отвечаю мальчику.
Подводя итог, младенец стал пацаном: за один вечер научился ходить в туалет, убирать за собой, рассчитывать бюджет, готовить и спать в одиночестве. С поддержкой и под чутким присмотром.
Дали бы мне неделю, он бы бизнес уже открыл или смог бы поселок отстроить, оставшись с одной зубочисткой в таежном лесу.
Чтобы плод вырос, зерно должно умереть. Пацан из младенца – по тому же принципу. Рождение к более взрослой жизни. В некоторых культурах, кстати, только после обряда инициации человек обретает имя.
Отец – это социализатор.
Отец и общество – одно и тоже. И ребенок без отца выпадает из общества.
Отец вносит активный вклад, мать – пассивный.
Отец – это проект по распределению сил во времени.